И так, коротко о предмете. А, может, и не совсем коротко...
В общем - перед тем, как вгрызться в гранит науки Демонологии, будет полезно узнать, что...

Демонология - самая мрачная и зловещая область человеческих верований. Интерес, смешанный со страхом, отвращение в сочетании с поклонением - вот, что характеризует отношение человека к силам Тьмы на протяжении столетий.
Демоны - это падшие ангелы: таково официальное учение христианской Церкви. Думается, история восстания ангелов знакома каждому - намеки на нее содержатся в Библии, к ней апеллируют христианские мыслители, гениальное литературное описание ангеломахии дается у Дж.Мильтона. Я напомню эту историю вкратце.
Один из светлых Божиих ангелов по имени Люцифер ("светоносец") возгордился своим могуществом и вознамерился занять Господний престол. Он поднял на небесах мятеж и увлек за собой третью часть ангельского воинства. Против мятежников выступил архангел Михаил с верными Богу небесными ратями. В результате битвы восставшие ангелы во главе с Люцифером (Сатаной) были сброшены с небес в преисподнюю и превратились в демонов, единственная цель которых отныне - сеять зло.
История эта имеет множество трактовок, но здесь мы приведем лишь совершенно оригинальные версии происхождения демонов, в корне отличающиеся от ортодоксальной:

1. В средние века существовала точка зрения, что демоны изначально были сотворены Богом для совершения зла. Защитники этой идеи опирались на цитату из Книги Исайи, где устами Бога сказано: «Я творю губителя для истребления» (54, 16). В раввинистических трактатах утверждается, что Сатана был создан на шестой день творения одновременно с Евой; злые духи были сотворены "между солнцами", т.е. между закатом и рассветом накануне первой субботы, - когда Бог сотворил их души, уже занималась заря субботы, и он не успел сотворить им тела.

2. В еретическом учении богомилов, а также в народных верованиях, не избавившихся от языческого дуализма, Сатана (Сатанаэль) представляется не Божьим творением, а независимой противостоящей Богу фигурой, подобно персидскому Ахриману. Обе силы - добрая и злая - принимают участие в процессе сотворения мира; в противовес Божьим ангелам Сатана создает свое бесовское войско, ударяя посохом о кремень.

3. Апокрифическая Книга Еноха излагает историю сожительства "сыновей Божиих" (ангелов) с "дочерьми человеческими". Ангелы, променявшие из похоти небесное Царство на земную юдоль, были прокляты Богом и стали демонами. Эту теорию в средние века разделяли многие церковные авторитеты (напр., Фома Аквинский).

4. В той же Книге Еноха говорится, что от браков падших ангелов с земными женщинами произошло племя чудовищных исполинов. Когда Бог уничтожил гигантов, из их тел изошли злые духи.

5. Древние евреи считали что, множество злых духов было рождено от соитий Адама с женскими духами (или Евы с мужскими духами) в течение тех ста тридцати лет, на которые Адам и Ева были разлучены после грехопадения. Многочисленных демонов родила от Адама и его первая жена - Лилит, впоследствии сама превратившаяся в беса.

6. В демонов трех видов - шедим, рухин и лилин - была превращена часть народа, рассеянного после неудачного строительства Вавилонской башни

7. Наконец, согласно более поздним народным верованиям, адское воинство непрестанно пополняется за счет душ великих грешников; детей, проклятых родителями, а также потомства инкубов и суккубов. Однако, все это бесы самого низшего разряда, как и всевозможные вампиры, призраки и оборотни, также составляющие армию Сатаны.

В том, что демонов существует великое множество, никто не сомневается. Однако, начиная с первых веков христианства, богословы и демонологи с поразительным упорством упражняются в математике, пытаясь высчитать точное количество адских духов.
Максим Тирский во 2-м веке называет весьма скромную цифру в 30 000, однако последующие столетия раздули состав дьявольского войска до невероятных пределов.
Альфонс де Спина в 1459 году, ссылаясь на то, что от Бога отпала ровно треть небесного воинства, назвал число демонов - 133 306 608.
В 16 в. некий исследователь, взяв за основу библейское "число зверя", насчитал 66 адских князей, командующих 6 660 000 дьяволами.
Иоган Виер, знаменитый ученик Агриппы, утверждал, что в аду живут 7 405 926 демонов, управляемых 72 князьями. Демоны формируют 1111 отрядов по 6666 в каждом.
Всех превзошли лютеранские богословы, назвавшие фантастическую цифру - 2 665 866 746 664 демона.
Лекция номер 1
Итак, эта ваша первая лекция по Демонологии, на которой вы узнаете, что такое Демонология и что эта наука изучает. Ну, что изучает она наверное понятно, но более точное понятие Демонологии звучит так:
Демонология – это учение о Демонах, их природе и их влиянии на человека.
Особое значение придавалось Демонологии в Средние века, когда магглы, в особенности священники и святые изучали Демонологию. Особую роль в изучении Демонологии, а именно одного из ее разделов, который мы будем изучать много позже, разделе Экзорцизма, то есть – изгонение Демона (или Дьявола, потому что понятия Дьявол и Демон часто пересекаются, хотя это две совершенно различные сущности), так вот, особую роль в изучении Демонологии играла Инквизиция, а также была особая специальность в Инквизиции – отец-экзекутор, то есть – изгоняющий дьявола.
В различных древних книгах (особенно магических, одной из которых был «Завет Соломона») были перечислены полные списки демонов – так как считалось, что у каждого демона есть своя цель. Такими целями чаще всего были: уничтожение урожая, засуха, наводнения и т.п. То есть, по сути, все беды ссылались на Демонов.
Одним из самых полнейших списков был опять таки составлен инквизитором, Себастьяном Мехаэлисом.
Демонология – слишком большая наука, поэтому были выделены следующие разделы:
Сатанология
Магиология
Оккультная философия
Апокастасиология
История Демонологии
Инфернология
(вашим домашним заданием будет узнать, что изучается в каждом из этих разделов)
Это были названы разделы Общей Демонологии, самой современной Демонологии. Но существует и другая точка зрения – христианская Демонология, которая делится всего на два основных направления, различие между которыми лежит в главном для демонологии вопросе о возможностях Дьявола (а также Демонах) и его статусе в мире. Первое направление было унаследовано у раннехристианских ересей, которое существенно расширяет права и возможности Дьявола (что и понятно, ведь ему еретики поклонялись); второе возникает как реакция на еретиков, и является полной противоположностью предыдущего направления. Это направление пытается объяснить место Дьявола в мире так, чтобы не умалить абсолютной
компетенции христианского бога во всех вопросах бытия; первое же разграничивает творения и бога и Дьявола (или добра и Зла и т.п.), допуская их сосуществование, второе же полностью
отказывает Дьяволу в способности на какое-либо творение, ограничивая его деятельность областью иллюзии и разрушений, а также вселения в людей плохих умыслов посредством искушения.
Все, ученики, сегодняшняя лекция закончена, и я надеюсь, вы сделали для себя выводы о значении Демонологии и о ее назначении. Запишите, пожалуйста, свое домашнее задание, оно будет немного сложновато, но я надеюсь, вы с ним справитесь.