Итак, вторая лекция по Истории Демонологии. Не беспокойтесь, скоро скукота кончится, и мы перейдем к самим Демонам, что вы, наверное, так ждетеJ…
Итак, (опять итак… снова) как я уже говорил вам в первой лекции (или второй, смотрите записи, которых у вас, наверное, нетL) в христианской Демонологии существовало два направления. Эти направления существовали не в чистом виде, но в качестве хитрых сплетений, причем верх брала то одна, то другая точка зрения. В ересях раннего и средневекового христианства представление о Дьяволе-творце выражено очень ясно. Так, «маркиониты» (одна из еретических групп конца II века) считали Дьявола (или по-другому - злой принцип, злое начало) создателем материального мира (к которому относили всего человека – и тело, и, что удивительно, душу). Ну а Бога (добрый принцип) – создателем потустороннего, духовного мира (души человека – что интересно). Манихейцы, другая еретическая группа (с начала III века) разграничивали в вопросе творения аналогичным образом тело и душу человека (ну, для непонятливых, то же самое мнение, только все наоборот – Дьявол – создатель потустороннего мира, Бог – человека и души.
Не одни только дуалистические ереси, но и любое признание за Дьяволом какого-либо места в иерархии божественных сил приводило к парадоксам, подобным словам одного английского реформатора (имя называть не буду, потому что оно вам все равно ничего не даст, скажу только, что это естественно, был маггл), заявившего, что «Бог должен подчиняться Дьяволу» на том основании, что все силы, сотворенные Богом, от Бога, причастны Богу и им следует подчиняться (объясню для особо непонятливых – раз все силы от Бога, значит он создал Дьявола – вывод: ему следует подчиняться, хотя тут одно недоразумение – может Бог создал Дьявола для проверки духовного мира человека, для проверки его крепости духа).
Важным фактором, определявшим противоречивость расхожих представлений о Дьяволе, было напряжение, существовавшее между ученой и фольклорной традицией: если монахи, инквизиторы и проповедники, с их вполне понятным желанием утвердить набожность паствы посредством запугивания, ставили акцент на ужасном, то фольклор «представлял Дьявола смешным и бессильным, возможно, с целью укротить его и ослабить напряжение страха. Получается – что фольклор (то есть сам народ) выступает против священников, а значит и против Христианства!). Не случайно период, когда присутствие Дьявола ощущалось с особо ужасающей непосредственностью – во время ведьмовских гонений 15-17 вв. (естественно, это было магглы, хотя попадались иногда на плаху инквизиции и настоящие колдуны и ведьмы) – был в то же время периодом, когда он широчайшим образом фигурировал на подмостках в качестве шута... Общественное представление о Дьяволе как бы перебегало между образами ужасного господина и дурака.
В демонологии раннего Средневековья (как она была представлена в житиях святых), образ Дьявола отличается живостью и конкретностью: Дьявол — враг, способный для достижения своих целей принимать тысячи обличий; не случайно именно в текстах этой эпохи разрабатываются в словесной форме иконографические типы Дьявола, которые лишь значительно позднее найдут воплощение в пластической иконографии Дьявола (также Обличия Дьявола). Дьявол раннего христианства ведет со своими главными врагами — святыми самую утонченную стратегическую игру, которая имеет, однако, психологический характер и редко выливается в форму грубого материального вмешательства Дьявола в мирские дела. Главная проблема раннесредневековой Демонологии — проблема искушения, но никак не физического вреда, не тирании и насилия, вершимого Дьяволом.
Все, лекция окончена. Да, я понимаю, она была достаточно сложной для понимания, но, надеюсь, у вас с ней проблем не будет. Поздравляю вас, с изучением истории Демонологии мы завершили, но особо не расслабляйтесь – вместо следующей лекции я устраиваю вам контрольную работу!

Мини сочинение на тему отношений Бога и Дьявола. Не менее половины листа Ворда 12 шрифтом.